Информационный ресурс регионального экспертного сообщества Республики Карелии

Сегодня продолжается переход российской модели миграционной политики к более избирательному подходу к профессионально-квалификационным характеристикам иностранных мигрантов. Изменения происходят, прежде всего, на законодательном уровне. С одной стороны, вроде бы введены послабления для внешних трудовых мигрантов. С другой стороны, новые требования для многих из них трудновыполнимы. На наш взгляд, это связано с переходом от прямых мер защиты российского рынка труда в условиях формирования единого экономического пространства ЕвразЭС к косвенным мерам.

 

Обновление процедур отбора мигрантов связано как со снижением административных барьеров для высококвалифицированных мигрантов, участников государственной программы по переселению соотечественников, так и с внедрением различных фильтров для остальных категорий внешних трудовых мигрантов.

Наиболее значимые изменения миграционного законодательства в 2015 году касаются отмены квот для получения разрешения на осуществление трудовой деятельности для граждан, прибывающих в Россию в порядке, не требующем получения визы, расширения системы патентов на трудовую деятельность иностранных граждан, а также необходимости подтверждения знания русского языка, истории и основ законодательства Российской Федерации.

 

Как отразятся изменения в законодательстве на миграции в регионах?

На фоне протекционистской направленности развития миграционного законодательства в отношении национального рынка труда, призванной обеспечить приоритетное право россиян на трудоустройство, сегодня наблюдаются следующие процессы.

Во-первых, под действием сложившейся практики разделения рынка труда на определенные сектора, уже традиционно занятые мигрантами, начинается процесс их замещения. Поскольку эти сектора не являются востребованными среди местного населения, они все равно будут укомплектованы если не внешними, то внутренними мигрантами.

Во-вторых, этот процесс вызовет очередную волну внутренней миграции. В результате может возникнуть ситуация, при которой центры притяжения мигрантов начнут более активно привлекать внутренних мигрантов. Обратной стороной этого процесса может стать усиление оттока населения с периферийных, в том числе сельских, северных и приграничных территорий.

 

В рамках нового законодательства с 1 января 2015 г. введен дополнительный фильтр отбора трудовых мигрантов. Отныне мигранты должны иметь документальное подтверждения знаний русского языка, истории и основ законодательства Российской Федерации. В связи с этим, особую обеспокоенность у потенциальных мигрантов и принимающих их работодателей вызывает тот факт, что для организации этой работы на начало 2015 года так и не была создана федеральная сеть учреждений, уполномоченных как принимать тесты, так и выдавать документы установленного образца. Вероятно, что до сих пор не существует центров подготовки мигрантов к такому тестированию в странах исхода.

Единственно доступным легальным путем получения разрешения на трудовую деятельность по этому критерию является наличие документов об образовании советского образца, что характерно лишь для иностранных граждан старших возрастных категорий. Во-первых, это сильно ограничивает контингент потенциальных мигрантов, готовых приехать в Россию в силу снижения мобильности с увеличением возраста. Во-вторых, трудовые характеристики и навыки возрастных мигрантов слабо востребованы на российском рынке труда. Поэтому, сложности с подтверждением знания русского языка, истории и основ законодательства России ограничивают доступ на российский рынок труда для мигрантов в более активном трудоспособном возрасте, особенно для молодежи.

Таким образом, вместо квот, выступавшими ранее прямыми инструментами регулирования миграционного потока, введение новых законодательных правил без создания соответствующих условий их выполнения также носит характер косвенных ограничителей миграции.

Важным элементом миграционной политики, позволяющим судить об ее эффективности, является привлечение высококвалифицированных трудовых мигрантов, имеющих право на упрощенный порядок получения документов для осуществления трудовой деятельности. Помимо уровня образования и опыта работы, одним из критерием является минимальный уровень оплаты труда у российского работодателя.

Сегодня для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон этот уровень составляет 700 тыс. рублей, для мигрантов, направляющихся в Крымский федеральный округ – 1 млн. рублей. Для остальных территорий минимальный уровень оплаты труда должен быть выше 2 млн. рублей.

Очевидно, что столь высокие уровни минимальной оплаты труда не оставляют надежды для большинства российских регионов на существенный приток высококвалифицированных мигрантов. Работодатели в регионах (особенно в северных) просто не способны обеспечить такой минимальный уровень заработной платы.

Поэтому, на наш взгляд, необходима доработка закона с учетом региональной специфики в определении размера минимального уровня оплаты труда для высококвалифицированных мигрантов, исходя из существующих в регионе возможностей.

 

Патент на трудовую деятельность – послабление или ужесточение миграционной политики?

Система патентов для осуществления трудовой деятельности с 2015 г. становится основным инструментом легализации внешних трудовых мигрантов. Она предполагает фиксацию указанного региона для осуществления трудовой деятельности, а также специальности, по которой мигрант может выполнять работу. Более того, система патентных платежей настроена таким образом, что мигранту становится невыгодно менять работодателя. С одной стороны, эти меры направлены на повышение управляемости процессами трудовой миграции, но с другой стороны – это создает довольно узкие рамки для территориальной, трудовой и профессиональной мобильности трудовых мигрантов. Одновременно, это повышает транзакционные издержки на поиск нового места работы для мигрантов и может спровоцировать ущемление их прав со стороны работодателей.

 

Экономический кризис – хорошая возможность для проверки выбранных ориентиров

Немаловажную роль в развитии ситуации в сфере внешней трудовой миграции сыграл развернувшийся экономический кризис, вызвавший частичную девальвацию российской валюты. Это отразилось на снижении экономической привлекательности российского рынка труда для внешних трудовых мигрантов и стало сильным объективным фактором для снижения численности мигрантов на российском рынке труда. В результате последствий экономического кризиса и введения новых норм, регулирующих внешнюю трудовую миграцию, привлекательность российского рынка труда снижается, тогда как потребность в трудовых мигрантах возрастает, особенно в трудодефицитных регионах.

Республика Карелия является одним из таких регионов, для которых в последние годы характерно снижение численности внешних трудовых мигрантов. Более того, в регионе сохраняется устойчивая естественная и миграционная убыль местного населения, что усиливает социально-экономические риски для развития территорий. В условиях обновленного миграционного законодательства и складывающейся напряженной социально-экономической обстановке привлекательность карельского рынка труда для внешних трудовых мигрантов продолжает снижаться.

 

Как сделать регион привлекательным для мигрантов?

Формирование предпосылок для увеличения миграционной привлекательности российских территорий может быть связано с внедрением в федеральное законодательство региональной специфики, влияющей на миграционную привлекательность. Речь идет о том, чтобы:

  • ввести региональные коэффициенты для определения минимального уровня оплаты труда для высококвалифицированных трудовых мигрантов (это позволит дифференцировать региональную миграционную политику и более результативно влиять на миграционные потоки в субъекты РФ);
  • обеспечить не только развитие федеральной сети учреждений, уполномоченных проводить тестирование на знание русского языка, истории и основ законодательства России и выдавать соответствующие документы, подтверждающие достаточный уровень знаний, но и оценить целесообразность создания локальных центров по тестированию мигрантов на базе образовательных учреждений, включая средние общеобразовательные школы.

Очевидно, что одномоментное введение новых правил по тестированию трудовых мигрантов является преждевременным шагом. Введение, например, одногодичного моратория на эту норму позволит более качественно подготовить инфраструктуру для тестирования мигрантов.

Более того, с целью облегчения перехода к новым правилам, может быть рассмотрена возможность введения отсрочки на сдачу теста, по результатам которого будет приниматься решение о продлении документов, разрешающих трудовую деятельность на территории Российской Федерации.

 

Предложенные меры позволят более мягко перейти к новым нормам миграционного законодательства. В условиях экономического кризиса этот переход пройдет наиболее безболезненно в силу объективного снижения численности внешних трудовых мигрантов.